Сущность и структура педагогического взаимодействия

Психология педагогического взаимодействия — важнейший раздел педагогической психологии, в рамках которого изучаются психологические особенности межличностных отношений, общения, совместной деятельности субъектов образовательного процесса.

Педагогическое взаимодействие является частным видом межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие — взаимодействие двух и более человек с целью влияния на поведение, деятельность, отношения, установки друг друга.

Межличностное взаимодействие может осуществляться на бытовом уровне и в рамках какой-либо профессиональной деятельности. Взаимодействие людей в связи с конкретной профессиональной деятельностью есть профессиональное взаимодействие. Профессиональное взаимодействие подчинено целям и задачам профессиональной деятельности, но в то же время оно происходит в соответствии с теми закономерностями, которые свойственны любому межличностному взаимодействию.

Педагогическое взаимодействие — реализуемое в различных системах отношений («педагог — ученик», «педагог — педагог», «ученик — ученик») взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности.

Психологический анализ педагогического взаимодействия может осуществляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. При этом те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаимодействия.

На основе характера проявляемых психических процессов выделяют эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты педагогического взаимодействия.

В зависимости от формы активности в структуре педагогического взаимодействия в убрать предлог выделяют три компонента:

** совместную деятельность;

** систему отношений между субъектами педагогического процесса;

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
** педагогическое общение.

ОТНОШЕНИЯ (внутренняя основа взаимодействия, включающая мысли, переживания, образы)


По мнению Я. Л. Коломинского, межличностные отношения субъектов педагогического процесса составляют внутреннюю основу педагогического взаимодействия, а внешнюю основу образует общение. А.А. Амельков обосновывает, что важной составляющей педагогического взаимодействия выступает совместная деятельность педагогов и учеников.



Одной из важнейших характеристик педагогического взаимодействия личности является уровень развития ее социально-психологической перцепции и рефлексии.

Социально-психологическая перцепция — процесс восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует.

Социально-психологическая рефлексия — процесс отражения личностью собственного "Я", понимания, переживания своих отношений с другими людьми.

В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия — психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия является важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности.

На педагогическое взаимодействие особое влияние оказывает позиция педагога по отношению к учащимся. В работах Я. Л. Коломинского и Н. А. Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классе является стиль отношения педагога. В отличие от широко применяемого в социальной психологии понятия «стиль руководства», стиль отношения педагога состоит из двух основных подструктур: мотивационной, под которой понимается эмоционально-ценностная позиция по отношению к детям и педагогической деятельности в целом, и операциональной, которая включает в себя систему поведенческих реакций, реализующих эту позицию.

Стиль отношения, являющийся внутренним психологическим фоном, на котором развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей, может быть по-разному гармонизирован: положительному внутреннему отношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (устойчиво-положительный стиль), отрицательному — отрицательная (устойчиво-отрицательный стиль). Вместе с тем могут быть и внутренне рассогласованные стили отношения: пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, неустойчивый.



Представим характеристику указанных типов отношений педагога к учащимся.

1. Активно-положительное отношение к учащимся. Педагоги убеждены, что у каждого ученика имеются определенные достоинства, которые при создании оптимальных условий могут быть раскрыты и развиты. В индивидуальных характеристиках на учащихся такие педагоги, как правило, отмечают положительный рост и качественные сдвиги. Даже в условиях работы с трудным классом такие учителя не меняют эмоционально-положительного отношения к учащимся и верят в их потенциал.

2. Ситуативный стиль отношения. Педагоги не имеют твердых объективных взглядов на личность ученика и возможности ее развития. Характеристики учеников противоречивы, оценка классного коллектива неопределенна: сегодня нравятся все, завтра — никто.

3. Пассивно-положительный стиль отношения. Отношения педагога к детям при данном стиле — позитивные, он хорошо их чувствует и понимает. Сложности у такого педагога с внешним выражением своего отношения, и потому часто наблюдается сухость, сдержанность, официальность в общении.

4. Активно-отрицательный стиль отношения. Данный стиль свойственен специалистам, которые случайно оказались в статусе педагога. Учителя, у которых доминирует данный стиль, замечания делают в резкой форме, забывают о похвале, при любой неудаче ученика возмущаются, ставку делают на критику и упреки. Наблюдается нетерпимость, очень высокая требовательность, резкость в оценках.

5. Пассивно-отрицательный стиль отношения. Данный стиль характеризует педагога, который многое воспринимает настороженно, не проявляет инициативы. Если он не удовлетворен какими-то аспектами педагогической деятельности или поведением учеников, внешне это может не выражать. Такой педагог не «горит» своей работой, а поддерживает минимально допустимый уровень.

Стиль отношения педагога к ученикам и к своей деятельности определяется различными факторами: ценностями, мотивами, интересами, индивидуальным стилем деятельности и др. Но определяющим фактором выступает внутренняя активность и позиция самого педагога, связанная с уровнем развития самосознания.


sushnost-i-znachenie-tovarnoj-politiki-formirovanie-tovarnoj-politiki.html
sushnost-indeksov-i-zadachi-reshaemie-indeksnim-metodom-klassifikaciya-indeksov.html
    PR.RU™