Сущность и роль местных финансов

Местные финансы, или финансы местных органов управле­ния, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходит­ся значительная часть финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии — 50—60%; в Великобритании и Фран­ции — более 30%.

Местные финансы представляют собой систему экономичес­ких отношений, посредством которых местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют националь­ный доход в соответствии с возложенными на них функциями.

В последние десятилетия во многих государствах наблюда­ется регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов пе­реходят от центральных уровней государственной власти к мес­тным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование эко­номического роста, в реализацию региональных программ, вос­производство рабочей силы.

Через местные финансы государство активно проводит со­циальную политику. На основе предоставления местным орга­нам власти средств для их бюджетов осуществляется финанси­рование муниципального народного образования, здравоохра­нения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные за­ведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и неза­висимо, т.е. несут ответственность за планирование и исполне­ние своих бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами.

Состав и структура местных финансов.Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящих­ся в собственности местных органов управления.

Главное звено местных финансов — местный бюджет, ко­торый включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, му­ниципалитетов, тауншипов; во Франции — регионов, департа­ментов, округов, коммун; в Германии — земель, уездов, горо­дов, общин; в Великобритании — графств, округов; в Италии — областей, провинций, коммун; в Японии — префектур и муниципалитетов.



В современных условиях все в большей степени местные ор­ганы власти призваны обеспечивать комплексное развитие тер­риторий, пропорциональное развитие производственной и неп­роизводственной сфер. Значительно возрастает их координаци­онная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейше­го расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершен­ствованием методов формирования и использования финансо­вых ресурсов регионов.

Доходы местных бюджетовформируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышес­тоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источ­никами зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Междуна­родный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в об­щем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португа­лии она составляет — 3% в ВНП, то в Норвегии — 15%, в Шве­ции — 31%.

Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каж­дой страны они закреплены за отдельными видами региональ­ных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в об­щих доходах местных бюджетов — от 30 до 70%.

Различают три основные группы местных налогов.

Местные прямые и косвенные налоги, приме­няемые практически во всех странах. Широко распространен­ными прямыми местными налогами являются поимуществен­ные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран — на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акци­зы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электри­чества и газа. В Великобритании местное косвенное налогооб­ложение, по существу, отсутствует.



Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общего­сударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственно­му налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном про­центе к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в феде­ральный бюджет; 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земель­ным бюджетами.

Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие тор­говлей, на владение транспортными средствами, на выдачу ли­цензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.

Определенное место в формировании местных бюджетов за­нимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от соб­ственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эк­сплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступ­лений судебных пошлин, штрафов, различных сборов.

Во Франции во многих коммунах установлен налог на ком­мунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наем­ных рабочих. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги — налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.

В ряде стран устанавливаются дополнительные налоги на вывоз мусора, на потребление энергии и т.п. Неналоговые дохо­ды занимают скромное место в общих доходах местных бюдже­тов. Их удельный вес колеблется в различных странах от 10 до 30% общих доходов.

Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в раз­ных странах составляет 20—40%. Субсидии служат особой формой связи — финансовой и экономической — между отдель­ными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов влас­ти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.

По своей экономической сущности субсидии близки к нало­говым источникам, т.к. в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Суб­сидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии об­щего и целевого назначения.

Субсидии общего назначения (или дотации) предо­ставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в ис­пользовании средств, содержат меньшее количество регулиру­ющих и ограничивающих установок использования ресурсов.

Субсидии целевого назначения (субвенции) предо­ставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Во Франции и Вели­кобритании преобладают дотации, в США, Италии, ФРГ, Япо­нии — субвенции.

Постоянная нехватка собственных доходов для финансирова­ния текущей деятельности, с одной стороны, и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области эко­номической и социальной инфрастуктуры, с другой стороны, вынуждают местные органы широко использовать и такой меха­низм финансирования, как займы. Наибольшее распростране­ние получили местные долгосрочные займы — закладные листы и муниципальные облигационные займы. Срок действия заклад­ных листов 10—15 лет. Выплата процентов по ним обеспечивает­ся всей суммой налогов и доходов местных властей. Эти займы наиболее стабильны и пользуются наибольшим спросом. Муни­ципальные облигационные займы выпускаются на срок от 10 до 16 лет, но чаще всего — на 40—60 лет. Основной формой крат­косрочных займов являются боны. Они выпускаются на срок до года, а в некоторых странах — до 4-х лет.

Расходы местных бюджетовво многом зависят от бюджет­ной политики, проводимой в государстве, от степени децентра­лизации управления социальной сферой. Все это является ре­шающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различ­ные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территори­альных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет цен­трального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровня­ми финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее круп­ной частью бюджетных расходов.

Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономи­ческую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ (в Германии эти расхо­ды составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США — свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Уве­личивается доля, приходящаяся на местные органы власти в фи­нансировании реконструкции городов, благоустройства про­мышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся так­же расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство.

За счет местных бюджетов финансируется и здравоохране­ние. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50 % бюджетных расходов.

Одной из существенных статей местных бюджетных расхо­дов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов — около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

Следующим звеном местных финансов развитых зарубеж­ных государств являются специальные местные фонды, имею­щие, как правило, целевой характер. Например, за счет специ­альных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансиру­ют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюдже­тов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.

Самостоятельным звеном местных финансов являются мест­ные государственные предприятия. К ним относятся муници­пальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов.

Местные предприятия функционируют на принципах самоокупаемости, в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в дохо­ды местных бюджетов включаются валовые доходы местных предприятий, а в расходы — затраты на их текущую деятель­ность. Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счет зай­мов, размещаемых местными органами управления.


sushnost-i-vidi-aukcionnih-torgov.html
sushnost-i-vidi-dividendnoj-politiki.html
    PR.RU™